БАРМИН Владимир Павлович

БАРМИН
Владимир Павлович

Герой Социалистического Труда,
лауреат Ленинской и Государственных премий,
академик Российской академии наук











Родился 17 марта 1909 года в городе Москве, в семье служащего. Отец - Бармин Павел Иванович (1885-1966). Мать - Бармина (Антоненкова) Мария Исаевна (1888-1944). Первая супруга - Бармина Лидия Ивановна (1914-1981). Сыновья: Владимир Владимирович (1934 г. рожд.), Игорь Владимирович (1943 г. рожд.). Внучки: Ольга Владимировна (1960 г. рожд.), Ирина Игоревна (1981 г. рожд.). Вторая супруга - Бармина Светлана Александровна.

Уже в детские школьные годы Володя Бармин проявил себя как смышленый и любознательный мальчик. В 1917 году он поступил учиться в Московское реальное училище Иванцова, которое через год было преобразовано в среднюю школу первой и второй ступени.

В 1926 году, успешно окончив обе ступени этой школы и имея большое стремление получить высшее техническое образование, он одновременно подает заявления о поступлении в три института: на механический факультет Московского механико-машиностроительного института (в дальнейшем - МВТУ имени Н.Э. Баумана), Ломоносовский механический институт и в Химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева.

После успешной сдачи конкурсных экзаменов был зачислен в два института. В первом семестре ему удалось посещать лекции в обоих институтах, и он это время использовал для окончательного определения направления своей дальнейшей инженерной специализации.

Со второго семестра он становится студентом только МВТУ имени Н.Э. Баумана, где и продолжает свою учебу. В 1930 году под руководством крупного теплотехника профессора А.Н. Ведерникова выполнил дипломную работу на реальную тему «Пермский городской холодильник» и блестяще ее защитил, став инженером-механиком по холодильным машинам и аппаратам.

В то время по окончании высших учебных заведений вместо дипломов молодым специалистам выдавали справки о завершении учебы в институте. (Диплом об окончании учебы в МВТУ В.П. Бармин получил значительно позже.) С такой справкой он и был направлен работать на московский завод «Котлоаппарат», занимавшийся производством холодильного оборудования, который позже, в 1931 году, был переименован в завод «Компрессор».

Завод в то время выпускал громоздкие малопроизводительные горизонтальные компрессоры для холодильного оборудования в основном устаревшего германского образца.

Начав свою деятельность на заводе инженером-конструктором, в короткое время ознакомившись с производством выпускаемого оборудования, В.П. Бармин сразу же включился в работу конструкторского бюро завода, приступив к проектированию нового, современного вертикального компрессора.

Энергия, знания, умение наладить хорошие деловые отношения с работниками производственных цехов позволили В.П. Бармину в рекордно короткий срок (полгода) выполнить проектирование, выпустить рабочие чертежи, изготовить и провести на заводе контрольные испытания нового компрессора ВП-230, что позволило заводу начать переход от производства тихоходных аммиачных горизонтальных компрессоров к новым быстроходным вертикальным компрессорам.

Впоследствии В.П. Бармин всегда с удовольствием вспоминал эту свою первую конструкторскую победу. Уже через два года руководство завода, удовлетворенное успехами молодого инженера, поручает ему возглавить компрессорную группу конструкторского бюро. В 1933-1935 годах под руководством В.П. Бармина был разработан ряд мощных воздушных компрессоров серии ВГ для угольной промышленности. В 1934 году им разработан первый отечественный тормозной компрессор ТВ-130 для электровозов и первый отечественный вертикальный углекислотный компрессор УВ-70/2 для морских судов, а в 1935 году - углекислотный компрессор УГ-160 для холодильной установки Мавзолея В.И. Ленина и передвижной компрессор высокого давления АК-50/150 для авиации.

В эти годы начали проявляться основные черты его характера. По воспоминаниям людей, которые в то время с ним работали, он нормально, без обиды, воспринимал компетентные замечания и критику, делая для себя необходимые выводы. Уже тогда для него прежде всего и выше всего были интересы дела.

Начиная с 1931 года В.П. Бармин одновременно ведет по совместительству научную и педагогическую работу в МВТУ имени Н.Э. Баумана, где с 1931 по 1934 год читает курс термодинамики, а с 1934 года руководит курсовыми и дипломными проектами, выполняемыми студентами. Позднее, в 1938 году, он создает и читает курс «Расчет и конструирование поршневых компрессоров».

В конце 1935 года В.П. Бармин как специалист в составе группы Главмашпрома был командирован в США для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. Помимо общей задачи В.П. Бармин перед командировкой получил от наркома С. Орджоникидзе два личных поручения. Одно поручение: изучить производство домашних холодильников (они тогда за рубежом начали широко применяться в быту). Второе поручение: проанализировать, как американцы делают прозрачный лед (у нас при искусственном его производстве он в то время получался только мутным).

В.П. Бармин (второй справа) на корабле "Мажестик" с групой
советских инженеров, возвращающихся из командировки в США

В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву, и по результатам командировки Бармин представил обширный отчет. В отчете были подробно изложены состояние производства холодильного оборудования в США, преимущества и недостатки изготовляемых компрессоров на различных заводах, а также даны рекомендации: какую продукцию целесообразно приобрести. В нем же было предложено направление развития отечественного компрессоростроения и холодильного машиностроения.

После возвращения из командировки В.П. Бармин продолжает работать на заводе в качестве руководителя конструкторской группы. Под его началом разрабатываются первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также создается первый отечественный экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор.

В конце 1940 года, в возрасте немногим более 30 лет, его назначают главным конструктором завода «Компрессор». Однако большим планам молодого главного конструктора завода по дальнейшему развитию компрессорной и холодильной техники не суждено было сбыться: Великая Отечественная война коренным образом изменила научную и производственную направленность работ конструктора В.П. Бармина.

Так случилось, что буквально за день до начала войны, после осмотра образцов ракетного вооружения, 21 июня 1941 года Государственный Комитет Обороны страны принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов РС-132 (или М-13), пусковых установок для них и о начале формирования ракетных воинских частей. Реактивные снаряды М-13, а также несколько единиц опытно-экспериментального образца многозарядной самоходной пусковой установки были разработаны в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) и изготовлены в его мастерских. На девятый день войны - 30 июня 1941 года директор завода «Компрессор» и В.П. Бармин как главный конструктор были вызваны к наркому общего машиностроения П.И. Паршину, где перед ними была поставлена задача - полностью перестроить завод, переключив его на серийное производство нового вида вооружения.

Одновременно приказом наркома отдел главного конструктора и СКБ завода были объединены в отдельное специальное конструкторское бюро - СКБ при заводе «Компрессор». Главным конструктором этих разработок был назначен А.Г. Костиков, который одновременно был начальником и главным конструктором НИИ-3 (бывший РНИИ). К этому времени за создание первых образцов экспериментальных многозарядных реактивных установок ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Начальником СКБ и заместителем главного конструктора был назначен В.П. Бармин.

Пусковые установки, созданные в мастерских РНИИ, были выполнены на кустарном уровне с применением имеющихся подручных средств и не могли в таком исполнении быть приняты заводами для серийного изготовления. Поэтому с учетом рекомендаций технологов требовалась конструктивная переработка многих узлов установки, обеспечивающая возможность применения при серийном производстве сварных или литых элементов конструкций, отработанных серийно выпускаемых комплектующих элементов и т.д. В.П. Барминым широким фронтом были развернуты конструкторские работы по переработке документации по боевой установке.

А.Г. Костиков в СКБ приезжал только в вечернее время для ознакомления с ходом работ. С самого начала он принимал в штыки любые изменения, вносимые в конструкцию узлов установки, настаивая на их конструктивном выполнении, принятом ранее в РНИИ. Попытки В.П. Бармина и специалистов-технологов разъяснить Костикову необходимость внесения изменений в отдельные узлы и конструкцию установки для обеспечения их серийного производства в связи с отсутствием у него (Костикова) знаний и опыта работы на заводах промышленности и наличием требований, предъявляемых серийным производством, положительных результатов не давали. Более того, настойчивость В.П. Бармина начала вызывать у него раздражительность и привела к развитию амбициозности при принятии решений. Появилась угроза срыва сроков выполнения правительственного задания.

После консультаций со специалистами - разработчиками реактивного снаряда и согласования с ответственным представителем наркома, курирующего работы СКБ, В.П. Бармин принимает решение переработанные чертежи установки запустить в производство на заводе «Компрессор».

В ответ на это А.Г. Костиков направляет письмо в Секретариат ЦК ВКП(б) с требованием снять с работы своего заместителя В.П. Бармина. В результате рассмотрения возникшей ситуации в СКБ компетентной комиссией, созданной по указанию наркома П.И. Паршина и подтвердившей правильность инженерных решений, предлагаемых В.П. Барминым, решением секретаря ЦК ВКП(б) Маленкова А.Г. Костиков от дальнейшего руководства работами СКБ был отстранен и ему было поручено свою работу сосредоточить в НИИ-3.

Главным конструктором СКБ при заводе «Компрессор» был назначен В.П. Бармин. Для В.П. Бармина и коллектива вновь созданного конструкторского бюро, переведенного на казарменное положение (работа и проживание на заводе), начались напряженные дни. При круглосуточной работе в кратчайшие сроки были проведены конструкторская и технологическая переработка документации боевой установки. Уже 23 июля 1941 года завод «Компрессор» по чертежам СКБ В.П. Бармина изготовил и направил на полигонные испытания первую боевую установку под индексом БМ-13-16. После успешного завершения испытаний эта боевая машина в августе 1941 года была принята на вооружение Красной Армии, а отработанные в СКБ чертежи были утверждены для серийного производства. К началу декабря 1941 года в войсковых частях, находящихся под Москвой, имелось на вооружении 415 таких установок, изготовленных на различных заводах страны и названных в народе «катюшами». В то время, когда противник был на подступах к Москве, в СКБ была разработана новая конструкция 24-зарядной пусковой установки на шасси легких танков Т-40 (Т-60) для реактивных снарядов М-8.

Залп легендарных "катюш"

Почти одновременно перед В.П. Барминым была поставлена задача сверхсрочно сконструировать два типа бронепоездов, вооруженных реактивными снарядами М-13 и М-8. Позже В.П. Бармин вспоминал: «Когда мы вникли в существо поставленной задачи, то поняли, что в установленные сроки с этой задачей не справимся. Только сверловка и клепка брони занимали столько времени, что о выполнении сроков не приходилось и мечтать. Помощь нам тогда оказал директор института электросварки академик Е.О. Патон. Когда я приехал к нему в институт, он знал о гомогенной броне для танков, допускающей сварку, оказал содействие в ее получении и дал технические рекомендации, как сконструировать сварную защиту бронепоездов. Эти поезда в ноябре 1941 года были выведены на Московскую кольцевую железную дорогу, где они сыграли важную роль в отражении атак немецких частей, рвавшихся к Москве».

Являясь идеологом и организатором работ, В.П. Бармин непосредственно участвовал в разработках новых образцов боевых установок, защите принятых конструктивных решений в военных ведомствах и Наркомате вооружения, проведении полигонных испытаний новых боевых установок, обсуждении возникших вопросов при их серийном изготовлении на заводах, организации связи с отдельными научными и проектными организациями промышленности и в привлечении их к решению отдельных вопросов и т.д.

В дальнейшем под руководством В.П. Бармина был создан ряд пусковых установок, в том числе была предложена и разработана нормализованная усовершенствованная боевая машина БМ-13Н, которая стала основной многозарядной пусковой установкой Красной Армии до конца Великой Отечественной войны.

Отличительной особенностью всех созданных под руководством В.П. Бармина пусковых установок была простота в изготовлении и высокая надежность и боеспособность при эксплуатации их в боевых условиях.

За годы войны под его руководством было разработано и изготовлено 78 типов экспериментальных и опытных конструкций пусковых установок - «катюш», из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота. Эти установки монтировались на всех видах наземных и водных транспортных средств, способных их перевозить, в том числе и на железнодорожных платформах, морских и речных катерах, санях и лыжах.

Наземные подвижные боевые установки эффективно использовались во всех основных операциях, начиная от разгрома немецких войск под Москвой до взятия Берлина. Боевые установки на санях и лыжах с большим успехом использовались в боях, проходивших в горных условиях Кавказа. Речные бронекатера, вооруженные реактивными пусковыми установками, внесли большой вклад в битве под Сталинградом, сорвав все попытки немцев наладить переправу через Волгу. Морские пусковые установки на броневых торпедных катерах с успехом применялись в боях за освобождение Черноморского побережья Кавказа, в частности Новороссийская бухта была отбита у немцев с участием торпедных катеров, вооруженных реактивными пусковыми установками. К концу войны на всех фронтах было задействовано около 3000 реактивных установок.

В.П. Бармин (во втором ряду крайний справа) среди награжденных в Кремле. 1944 год

Руководство страны высоко оценило самоотверженный труд в военные годы коллектива СКБ при заводе «Компрессор». За создание реактивной артиллерии «катюш» СКБ было награждено орденом Отечественной войны I степени. Заслуги В.П. Бармина в создании боевой реактивной техники в эти годы были также отмечены высокими наградами. Он был награжден орденами Ленина, Кутузова I степени, Трудового Красного Знамени, ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии I степени. Большое число сотрудников СКБ было награждено орденами и медалями СССР.

В годы второй мировой войны фашистская Германия смогла организовать и создать новый вид оружия - ракетное: крылатые самолеты-снаряды Фау-1, баллистическая ракета Фау-2, которыми в конце войны фашисты обстреливали города Англии. Сразу же после капитуляции Германии высшим руководством СССР было принято решение о направлении в советскую зону оккупации Германии нескольких групп советских специалистов для изучения этой немецкой техники и средств ее производства. Среди них был и В.П. Бармин

В первое время пребывания эти группы специалистов знакомились и изучали ракетную технику во всех очагах ее размещения, включая испытательные полигоны, проектно-конструкторские организации и заводы. Такие очаги находились в Германии, Австрии, Чехословакии, Венгрии и Польше.

В.П. Бармину удалось установить место хранения немецкого архива, в котором находилась документация на различные образцы военной техники. Через несколько дней этот архив в пульмановских вагонах был отправлен в Советский Союз. Несколько позднее для общего руководства по анализу немецкой ракетной техники в Германии была создана специальная комиссия, возглавляемая представителем ЦК ВКП(б) Л.М. Гайдуковым, были созданы специальные институты «Нордхаузен» и «Берлин», техническое руководство которыми соответственно обеспечивали С.П. Королев и В.П. Бармин. Документацию и образцы ракетной техники собирали по крохам. Группа специалистов в Германии, где техническим руководителем был В.П. Бармин, занималась поисками и восстановлением технической документации и готовых образцов наземного оборудования немецких ракет Фау-2, «Вассерфель», «Шметерлинг» и т.д.

Выполнение поставленной задачи было связано с большими трудностями, так как руководство фашистской Германии в конце войны стремилось уничтожить или переправить в западную зону Германии, занятую союзными войсками, все, что относилось к ракетному вооружению. При этом большая часть оставшейся документации и образцов ракетной техники из советской зоны оккупации ранее была вывезена американцами.

Полковник В.П. Бармин в Германии

Но благодаря настойчивости и инициативе С.П. Королева и В.П. Бармина, а также советских специалистов и офицеров Советской Армии удалось разыскать небольшое число немецких специалистов, ранее работавших в области ракетной техники, обнаружить места производства и испытаний ракет и наземного оборудования, а также некоторые архивные материалы.

В Германии В.П. Бармин познакомился с С.П. Королевым, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгиным и другими будущими создателями ракетной техники в Советском Союзе, там же они впервые начали взаимодействовать.

По возвращении советских специалистов из Германии С.П. Королев, будучи одним из основных руководителей по изучению немецкой ракетной техники, предложил новую форму технического руководства всеми работами по созданию ракетных комплексов дальнего действия в СССР. Он предложил выделить шесть головных конструкторских бюро, входящих в шесть различных министерств, между которыми распределить все работы по созданию комплексов. Шесть главных конструкторов этих головных конструкторских бюро ввести в состав Совета главных конструкторов для решения всех принципиальных вопросов создания ракетных комплексов. В числе других было предложено для разработки агрегатов и систем наземного оборудования назначить головным конструкторское бюро в Министерстве машиностроения и приборостроения - СКБ при заводе «Компрессор», имеющее большой опыт создания пусковых установок для реактивной техники. Эти предложения нашли свое отражение в Постановлении правительства СССР от 13 мая 1946 года.

Таким образом, СКБ при заводе «Компрессор», преобразованное в это время в Государственное союзное конструкторское бюро специального машиностроения (ГСКБ «Спецмаш»), стало головным КБ в стране по созданию стартового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного наземного оборудования ракетных комплексов.

В.П. Бармин, как начальник и главный конструктор ГСКБ «Спецмаш», стал одним из членов Совета главных конструкторов, возглавляемого С.П. Королевым.

Немецкая командировка не прошла даром. Прообразом первого отечественного ракетного комплекса Р-1 стал немецкий ракетный комплекс Фау-2, воссоздаваемый в нашей стране с учетом изменения климатических условий эксплуатации и возможностей промышленности страны. Ракета Р-1 заправлялась аналогичными компонентами топлива (спирт и жидкий кислород) и имела дальность полета порядка 300 километров, несколько большую, чем ракета Фау-2.

Эта работа, помимо выполнения целевой задачи создания боевого ракетного комплекса Р-1, одновременно стала первым этапом освоения новой техники предприятиями промышленности и приобретения опыта эксплуатации этой техники частями Советской Армии. После проведения примерочных и стыковочных испытаний наземного оборудования совместно с ракетой 10 октября 1948 года со стартовой позиции, разработанной под руководством В.П. Бармина, был осуществлен первый успешный пуск ракеты Р-1. Проведенная первая серия летно-конструкторских испытаний ракетного комплекса на полигоне Капустин Яр подтвердила правильность принятых конструкторских решений и позволила использовать накопленный опыт при дальнейших работах по созданию новых, более совершенных комплексов.

На полигоне Капустин Яр. Слева направо: В.П. Глушко,
М.С. Рязанский, В.П. Бармин, С.П. Королев, В.И. Кузнецов. 1947 год

Это была первая и поэтому очень важная победа главного конструктора В.П. Бармина и его коллектива в деле создания наземного оборудования и стартовых комплексов в ракетной технике.

Почти одновременно с работами, проводимыми в КБ по созданию наземного оборудования и стартовой позиции для ракеты Р-1, были развернуты работы по созданию наземного оборудования для ракеты Р-2. После проведения полигонных и летно-конструкторских испытаний Р-1 в 1950 году и Р-2 в конце 1951 года в составе ракетного комплекса они были приняты на вооружение Советской Армии.

В 1951 году руководство страны приняло решение о создании отечественной ракетно-зенитной системы С-25 с ракетой «земля-воздух» - В-300. Разработка системы С-25 была возложена на КБ, возглавляемое В.П. Барминым. После успешного завершения испытаний на полигоне Капустин Яр наземный комплекс в составе систем С-25 был принят на вооружение Советской Армией, что дало возможность в кратчайшие сроки обеспечить создание кольца противовоздушной обороны вокруг Москвы.

Решением правительства от 13 февраля 1953 года ГСКБ «Спецмаш» было поручено создание передвижного стартового комплекса и наземного оборудования для ракет Р-12. В марте 1959 года ракета Р-12 и комплекс агрегатов наземного оборудования были приняты на вооружение.

Параллельно с созданием ракетной техники в КБ Бармина продолжаются работы по созданию боевых пусковых установок залпового огня - «катюш». Было разработано 10 боевых машин, четыре из которых в послевоенный период были приняты на вооружение. Только в 1956 году в связи с большой загрузкой работами по ракетной технике ГСКБ «Спецмаш» было освобождено от дальнейших работ по боевым многоствольным пусковым установкам реактивной техники типа «катюш».

Легендарная "шестерка" главных конструкторов.
Слева направо:М.С. Рязанский, Н.А. Пилюгин, С.П. Королев,
В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов

Первый десятилетний период создания ракетной техники (1946-1956) завершился для ГСКБ «Спецмаш» награждением орденом Трудового Красного Знамени и присвоением В.П. Бармину звания Героя Социалистического Труда.

С середины 1950-х годов по мере обострения военно-политической обстановки в мире вышел ряд постановлений правительства о создании в нашей стране ракетных комплексов с межконтинентальными ракетами Р-7, Р-9А и Р-16, а также постановление правительства о создании защищенных шахтных стартовых комплексов для уже созданных для запуска с наземных стартовых комплексов ракет Р-12 и Р-14.

В соответствии с постановлением правительства от 30 мая 1960 года и приказом Госкомитета по оборонной технике от 22 ноября 1961 года ОКБ-1, возглавляемое С.П. Королевым, приступило к разработке двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-9А с отделяющейся головной частью. Головной организацией по созданию незащищенного наземного стартового комплекса и его оборудования приказом Госкомитета по оборонной технике от 13 ноября 1962 года было определено ГСКБ «Спецмаш». Серийные стартовые комплексы Р-9А были приняты в постоянную эксплуатацию и поставлены на боевое дежурство в 1965 году.

Создание первого автоматизированного боевого стартового комплекса в Советском Союзе и мировой ракетной технике явилось крупным научно-техническим достижением, которое наряду с созданием к этому времени ракетных комплексов Р-7 и «Протон» показало всему миру, каким научно-техническим и производственным потенциалом обладает наша страна.

Одновременно с работами по созданию автоматизированного наземного стартового комплекса для ракеты Р-9А в ГСКБ «Спецмаш» были развернуты работы по созданию защищенных шахтных стартовых комплексов для ракет Р-12, Р-14 и Р-9А. В сжатые сроки были завершены разработка технической документации на оборудование и строительные сооружения шахтных комплексов, поставки оборудования и началось строительство экспериментальных шахтных стартовых комплексов на полигонах Капустин Яр и Байконур. С небольшим сдвигом по времени, задолго до принятия на вооружение комплексов, началось строительство и серийных объектов.

Напряженный труд военных и гражданских специалистов на этих объектах, в которых на ответственных этапах участвовал В.П. Бармин, позволил осуществить первые пуски ракеты Р-12 из шахты в конце 1961 года, ракеты Р-14 - в начале 1962 года, а ракеты Р-9А - в 1963 году. Проводившиеся летно-конструкторские испытания позволили выявить и устранить недостатки и в целом подтвердить правильность принятых конструктивных решений. Созданные шахтные стартовые комплексы для этих ракет в 1964 году были приняты на вооружение Советской Армии.

Этим этапом создания защищенных стартовых комплексов в боевой ракетной технике, обеспечивающих пуски ракет после получения команды за время менее 20 минут, была решена задача возможности нанесения ответного удара в случае нападения вероятного противника на нашу страну.

Стартовый комплекс ракетоносителя "Союз" на космодроме Байконур

В 1960-х годах коллектив В.П. Бармина участвует в решении стратегической задачи, поставленной перед военно-промышленным комплексом и Министерством обороны: в кратчайшие сроки создать и задействовать ракетно-ядерный щит, обеспечивающий военно-стратегический паритет между сторонами, втянутыми в «холодную войну». Совместно с коллективами С.П. Королева, М.К. Янгеля и другими организациями ГСКБ «Спецмаш» становится головным разработчиком защищенных ракетных комплексов УР-100 и УР-100К.

За создание этих ракетных комплексов в 1967 году В.П. Бармину и одновременно с ним нескольким специалистам, внесшим большой вклад в эти работы, были присуждены Государственные премии СССР.

В декабре 1971 года по предложению министра общего машиностроения С.А. Афанасьева решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам коллективу В.П. Бармина была поручена разработка проектов шахтных пусковых установок (ПУ) для противоракет (ПР) ближнего и дальнего перехвата. Эта работа определила стратегию создания шахтных пусковых установок на два десятилетия вперед. В 1997-1998 годах, уже после ухода из жизни В.П. Бармина, труд большой группы специалистов, активно участвовавших в создании системы противоракетной обороны, был отмечен правительством.

Разрабатывая стратегию создания в Советском Союзе ракетно-ядерного оружия, способного обеспечивать паритет в противоборстве с НАТО и США, руководство страны в 1954 году поручило ГСКБ «Спецмаш» роль головной организации по разработке комплекса агрегатов наземного пускового, подъемно-транспортного, заправочного и вспомогательного оборудования стартовой и технической позиции для ракеты Р-7.

Задача создания такого ракетного комплекса, не имеющего аналогов в мире, представляла собой крупнейшую и сложнейшую научно-техническую проблему. Над ее реализацией трудились «большая шестерка» главных конструкторов, возглавляемая С.П. Королевым, их конструкторские бюро, десятки и сотни смежных организаций.

Уже в конце 1954 года результатом усилий главных конструкторов С.П. Королева, В.П. Бармина, В.П. Глушко стало завершение работ по эскизному проекту стартового комплекса. Параллельно была поставлена задача обеспечить взаимосвязь этой программы (Р-7А) с космическими объектами: созданием первого искусственного спутника Земли, автоматических станций для исследования околоземного пространства и поверхности Луны, автоматических межпланетных станций, для чего разрабатывались десятки и сотни специальных агрегатов. Каждый из них, как правило, был пионерным инженерным решением.

Первый запуск ракеты Р-7 при непосредственном участии главного конструктора В.П. Бармина с экспериментального стартового комплекса осуществлен на полигоне Байконур 15 мая 1957 года. Первый успешный пуск состоялся 21 августа 1957 года, когда ракета полностью выполнила программу полета.

Эти работы позволили 4 октября 1957 года осуществить пуск со стартового комплекса, созданного под руководством В.П. Бармина, первого в мире искусственного спутника Земли.

На базе ракеты Р-7А был создан целый ряд модификаций ракет-носителей под наименованием «Восток» и «Молния» - в 3-х, а позднее - «Союз» - в 4-ступенчатом варианте, для обеспечения пусков космических объектов. Это позволило начать исследование дальнего космоса и Луны, осуществить полеты к Марсу и Венере и развернуть работы по прикладному использованию ракетно-космической техники в интересах науки, обороны и народного хозяйства страны.

В 1960 году этот стартовый комплекс, находящийся во временной эксплуатации, был принят на вооружение Советской Армии.

Стартовый комплекс ракетоносителя "Союз"
на космодроме Плисецк

Ввод в эксплуатацию ракетных комплексов Р-7 и Р-7А значительно укрепил оборонную мощь Советского Союза - на боевое дежурство были поставлены стартовые комплексы с межконтинентальными ракетами, способными доставлять мощные ядерные заряды в любую точку земного шара. С созданием этих ракетных комплексов была впервые ликвидирована недоступность воздействия ракетно-ядерного оружия на территорию вероятного противника. С тех пор и до настоящего времени со стартовых комплексов в целях обеспечения освоения космического пространства, научных, оборонных и прикладных задач народного хозяйства страны было произведено более 1600 запусков ракет.

За работы, обеспечившие запуск первого искусственного спутника Земли, в 1957 году В.П. Бармину было присвоено звание лауреата Ленинской премии, а за работы, обеспечившие запуск в космос первого человека, в 1961 году он был награжден орденом Ленина.

В 1957 году он избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1959 году становится доктором технических наук, в 1960 году - профессором МВТУ имени Н.Э. Баумана, в 1966 году - действительным членом Академии наук СССР. В 1967 году ГСКБ «Спецмаш» было преобразовано и получило новое наименование - Конструкторское бюро общего машиностроения (КБОМ).

Постановлением правительства в апреле 1962 года на главного конструктора В.П. Бармина была возложена головная роль по созданию в сжатые сроки стартового и технического комплекса для тяжелой боевой континентальной ракеты УР-500. Эта ракета, разработанная в ОКБ-52, возглавляемом В.М. Челомеем, имела тактико-технические данные, значительно превышающие аналогичные параметры всех существовавших в то время ракет-носителей в Советском Союзе и за рубежом. Первый пуск со стартового комплекса РН УУР-500К был осуществлен 10 марта 1967 года, что обеспечило вывод на орбиту космического спутника «Космос-146».

В 1978 году на космодроме Байконур был введен в эксплуатацию второй стартовый комплекс для обеспечения запуска ракетоносителя «Протон». Создание нового ракетного комплекса позволило использовать геостационарные орбиты Земли для развития космической связи и непосредственного телевизионного вещания из космоса.

Создание стартового и технического комплексов позволило обеспечивать по настоящее время ракетно-космические программы Советского Союза и России по запуску тяжелых космических аппаратов.

Стартовый комплекс ракетоносителя "Протон" на космодроме Байконур

По состоянию на конец 1998 года с этих комплексов осуществлено 260 успешных запусков РН «Протон» с космическими аппаратами различного назначения: долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир», спутников «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», космических аппаратов для исследования дальнего космоса, Луны, Марса, Венеры, спутников телевидения, связи и других аппаратов. В 1985 году за этот комплекс работ В.П. Бармину присуждена Государственная премия СССР.

С началом работ по созданию многоразовой ракетно-космической системы «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран» КБОМ, как головной организации, было поручено создание стартового комплекса. Главным конструктором стартового комплекса был назначен академик В.П. Бармин. В процессе проведения работ по тематике «Энергия - Буран» был найден и реализован ряд принципиально новых решений, не имеющих аналогов в отечественной и зарубежной практике. В мае 1987 года состоялся первый пуск ракетоносителя «Энергия», а в ноябре 1988 года - пуск ракеты «Энергия» с кораблем «Буран».

В.П. Бармин с сотрудниками КБОМ и представителями
Минобороны на стартовом комплексе МТКС "Энергия-Буран"

В процессе определения облика сверхмощных ракет и стартовых комплексов во второй половине 1960-х годов В.П. Бармину пришлось заниматься рядом принципиально новых программ на долгосрочную перспективу. Среди них: создание обитаемого долговременного лунного поселения, разработка автоматизированных установок для исследования Луны и Венеры, создание новейших космических технологий.

В 1977 году вклад В.П. Бармина в создание автоматических грунтозаборных устройств отмечен Государственной премией СССР.

В конце 1980-х в 1990-х годах в рамках конверсии в КБОМ была разработана крупномасштабная программа, ориентированная на решение социальных проблем в глубинных районах России, получившая название «Селена». Ее главной целью было обеспечить структурные сдвиги в процессах сельскохозяйственного производства и переработки продукции. Она была ориентирована прежде всего на те области России, по территории которых проходят магистральные газопроводы.

По мере развития практических работ и реализации основных проектов генеральным конструктором В.П. Барминым совершенствовалась и обогащалась учебно-педагогическая деятельность его как заведующего кафедрой в МВТУ имени Н.Э. Баумана. С 1959 года такая кафедра действовала под полным наименованием «Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов».

В начале 1970-х годов из 2500 человек, работавших в это время в КБОМ, около 800 сотрудников были выпускниками этой кафедры.

Герой Социалистического Труда В.П. Бармин - лауреат Ленинской и четырех Государственных премий. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, Кутузова I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», многими другими наградами.

В.П. Бармин был действительным членом Академии наук СССР и России, почетным президентом Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, действительный членом Международной академии астронавтики, почетным президентом Международной ассоциации ученых, инженеров и изобретателей имени Томаса Эдисона.

Владимир Павлович Бармин увлекался спортом: футболом, хоккеем, шахматами; хорошо играл в теннис, был страстным болельщиком московского «Спартака», сам составлял и вел таблицы чемпионатов Советского Союза и мира. Заядлый театрал и ценитель живописи, он собрал внушительную коллекцию портретов выдающихся государственных деятелей прошлого и настоящего, сам неплохо рисовал карандашом и акварелью.

В.П. Бармин скончался в 1993 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


© Международный Объединенный Биографический Центр

Немножко рекламы:
Область деятельности компании: букеты на заказ из свежих цветов!
моторные лодки катера
Отличный экономичный генератор sdmo t12km по низкой цене. Купить на сайте www.powermobile.ru.